Программа курса "Профориентация"
Пояснительная записка
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
§ определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
§ способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
§ научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.
§
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
§ понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
§ типы образовательных учреждений;
§ виды образовательных программ;
§ классификацию профессиональных образовательных программ;
§ понятия «универсальное обучение», «профильное обучение»;
§ виды профилей;
§ понятие «элективный курс»;
§ виды и задачи элективных курсов;
§ предметы, изучаемые углубленно на каждом профиле;
§ понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
§ возможности приобретения профессии;
§ возможные пути получения профессионального образования;
§ возможности рынка образовательных услуг региона;
§ особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
§ определять предмет и задачи курса;
§ различать формы обучения;
§ определять типы образовательных учреждений;
§ различать особенности универсального и профильного обучения;
§ ориентироваться в задачах обучения на различных профилях;
§ находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
§ определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Тематический план по профориентации
№ п/п | тема |
1. | Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие. |
2. | Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование.( первичная диагностика образовательного запроса) |
3. | Классификация профессий. |
4. | Выбор и моделирование. |
5. | Темперамент и выбор профессии. |
6. | Интересы и выбор профессии. |
7. | Интересы и выбор профессии. |
8. | Склонности и профессиональные направления. |
9. | Профессиональный тип личности. |
10. | Секреты выбора профессии. |
11. | Профессиональная карьера и здоровье. |
12. | Опросник типа мышления ( анкетирование). |
13. | Эмоциональное состояние личности. |
14. | Темперамент в профессиональном становлении личности. |
15. | Многообразие мира профессий. |
16. | Анкетирование ( профессиональные типы). |
17. | Труд. Разделение труда. |
18. | «Интеллектуальная лабильность» тестирование |
19. | Человек на рынке труда. |
20. | Возможности получения профессии. |
21. | Тестирование « Мотивация к успеху». |
22. | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. |
23. | Как достичь успеха в профессии. |
24. | Профессиональная игра « Угадай профессию». |
25. | Система образования в РФ. |
26. | Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений. |
27. | Учебные заведения г. Чебоксары. |
28. | Профессиональный гороскоп. |
29. | Вариант продолжения образования. |
30. | Мини – проект « Мой вариант продолжения образования. |
31. | « Мой вариант продолжения образования». |
32. | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. |
33. | Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование |
34. | ( заключительная диагностика образовательного запроса) |