Программа развития коллектива класса


Программа развития коллектива 9 класса

«Наше будущее – в наших руках" 
МОУ «Старочукальская ООШ»
 Шемуршинского района
 Чувашской Республики















                                                        2010-2011
Рассмотрено
на заседании Родительского комитета 
9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Старочукальская  основная общеобразовательная школа»        


Утверждено


Денисова Л.И. – классный руководитель9 класса
Муниципального общеобразовательного учреждения «Старочукальская основная общеобразовательная школа»

от «___05__»__________09_______ 2010 года
           







Заказчики :

родители класса,

Основные исполнители программы :

 классный руководитель

9 класса

Автор:Денисова Л.И.

 – классный руководитель 9 класса

Д. Старые Чукалы

2010 год












Пояснительная записка

«Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.




Программа развития класса предназначена для определения направлений развития коллектива учащихся класса.

Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наблюдаются всплески ксенофобии, насилия, терроризма. Именно школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие.

 Предполагаемый срок реализации программы: сентябрь 2009 года -май 2011 года.

В программе развития:
- отражены основные направления и задачи развития классного коллектива;
- указаны виды мероприятий по выполнению поставленных задач

- Цель:
cоздать оптимальные условия для разностороннего развития каждого ученика на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;

Задачи:
- создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;
- создать благоприятные условия для развития личности обучающихся,                          свободного и полного раскрытия их способностей;
- помогать в развитии познавательных интересов обучающихся;
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;
 - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать  собственную деятельность;
- развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;
- развивать интерес к себе, стремиться разобраться в своих способностях, поступках;
- формировать первичные навыки самоанализа;
- развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям;
- формировать представления о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;
- развивать формы и навыки личностного общения в группе сверстников;
- организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности, вовлекающие обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.




 Заповеди воспитания:
· воспитывая, располагаем к общению;
· воспитательные цели – это цели ребёнка;
· воспитание, но не опёка (самостоятельность решения);
· не подсказывать готового решения, но пути к нему;
· хвалить за успех;
 оценивать поступок, но не личность;
· вера в ребёнка, даже при совершении ошибки;
· требовательность, но доброта воспитания.


Ожидаемые результаты:
- дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
-формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;





























                              

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА


В классе  учится 15 человек, из них 5 мальчиков и 10 девочек. Большинство детей 1996 года рождения. Учатся вместе 9 лет, но 3 ученика прибыли из Русско – Чукальской школы. Все дети живут в полных семьях.

В классе 2 детей из многодетных семей. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет.

В классе двое отличников – Малеева Надежда и Савельева Кристина; 2 хорошиста Борзова Анна и Карзанова Анна,  Низкая успеваемость у вновь прибывшего Григорьева Павла.

У учеников обнаружились следующие типы мышления как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.

В классе есть одаренные дети. Савельева Кристина артистична, пишет стихи и сценарии для выступлений.  Многие поют в школьном хоре. Дети в классе спортивные, 4 человека ходят в секцию по волейболу, 2 человека занимаются лыжным спортом.

Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера, хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.

На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом.. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.

Старостой класса является Савельева Кристина .

Во время проведения уборки территории вокруг школы в целом проявляют добросовестность, не ленятся браться за работу. В целом дети ведут себя дисциплинированно.

В целом, согласно данным социометрии структура класса такова:

«Звезды» (2) – Савельева Кристина, Карзанова Анна

В классе отсутствуют «отвергаемые», «изолированные»

Как таковые группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам насчитывающим 2-3 человека.

На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом , работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным, «высоким» классом.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

              





































  Анализ воспитательной работы за 2009/2010 учебный год


В прошлом 2007/2008 учебном году передо мной как классным руководителем стояли следующие воспитательные задачи:
1. Изучать индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка.
2. Всемерно способствовать сплочению классного коллектива.
3. Начать работу по развитию ученического самоуправления.
4. Активизировать работу классного коллектива через участие в общешкольных мероприятиях.

В целом воспитательная работа в 8-м классе была многоплановой и разносторонней. Это и беседы на различные темы, интерактивные игры, конкурсы и викторины и т.д.
Также были организованы классные часы: «Давайте жить дружно», «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», « Моя конвенция» и т.д., поход «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,  праздничный бал «Осень, осень, милости просим». Класс активно участвовал в общешкольных мероприятиях: конкурс чтецов, конкурс снежных фигур и т.д. Эти мероприятия дали возможность увидеть творческие способности детей, их наклонности, проследить систему взаимоотношений детей между собой и с взрослыми. Выяснилось, что в классе много детей, тяготеющих к театральному творчеству, практически все с удовольствием принимают участие в подготовке концертных программ.
Были на экскурсии в Ульяновском авиационном колледже и техническом колледже.
Провели 2 совместных мероприятий с родителями: « А ну-ка, мальчики и девочки и также их родители» и праздничное шоу « Дочки-матери».
Из 12 человек 3 посещали танцевальный кружок при сельском Доме культуры и принимали участие в различных концертах и почти все посещали драматический кружок.
Но большинство учащихся не посещают спортивные кружки и секции. Необходимо в следующем году поддерживать их интерес к спорту проведением различных спортивных мероприятий, то есть особое внимание обратить на программу « Здоровье».
Организация внеурочной и внеклассной работы потребовала помощи и участия самих детей. При анкетировании на вопрос: « Какое мероприятие вы бы хотели посетить в ближайшее время?» большинство написали ответ: « Осенний бал». Это доказывает лишний раз, что дети не понимают, что интересно будет только при их активной деятельности. Поэтому возникла необходимость создания органов ученического самоуправления в классе. Организация советов дела при реализации конкретных задач- зто цель следующего года. В дальнейшем планируется создание постоянного Совета с временными малыми группами.
Таким образом, анализ работы за прошедший учебный год заставляет задуматься над решением следующих проблем в новом учебном году:
- Формирование эмоционально-положительного отношения к учёбе, знаниям , науке, людям интеллектуального труда;
- Воспитание гражданско-патриотических качеств;
- Стимулирование здорового образа жизни;
-Развитие самотворчества, самостоятельности, широкое использование в работе советов дела
- привлечение родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных мероприятий





Социальный паспорт класса (2010-2011 уч. год)
                                   Класс: _____9_____________
                                   Классный руководитель: _Денисова Л.И.___________________
                                                                       Соц. педагог: Малеева И.В.
  1. Количество учащихся ____15________ чел.
Количество девочек ___10____ чел.; мальчиков __5_______ чел.
Год рождения детей __1995,1996__________
  1. Состав семей:

ФИО детей
Дата рождения
ФИО родителей
Дом. адрес, тел.
Многодетные семьи (указать всех детей в семье, дату рождения, место учёбы)





1.Малеева Надежда Г.
Людмила
Михаил

2.Малеева Наталия В.
Алексей
Марина
1996

1997
2000

1995

1999
2003
Геннадий Михайлович,
Елена Николаевна


Владимир Васильевич, Елизавета Петровна
Старые Чукалы, ул.Пионерская


Старые Чукалы, ул. Партизанская
Неполные семьи (потеря одного из родителей)








Неполные семьи (родители в разводе)





Малеев Алексей
1996
Пётр Аркадьевич,
Зоя Алексеевна

Неполные семьи (матери-одиночки)




Неблагополучные семьи

Новикова Вера В.
1996
Владимир Владимирович, Зоя Алексеевна

Малообеспеченные семьи









Дети, проживающие в детском доме







Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей




Дети из семей беженцев и переселенцев




Дети, входящие в группу «риска», склонные к правонарушениям

Григорьев Павел
1995
Григорьева А.В.,
Д. Русские Чукалы
            Единственные дети в семье (количество): __1____________.
            Имеют братьев и сестёр: ___14_____________.
  1. Жилищные условия проживания семей:
    1. Проживают в коммунальных квартирах (общежитиях): __________ семей;
    2. В отдельных квартирах: _______________ семей;
    3. Арендуют жильё: _____________ семей;
    4. В частных домах: ____15_________ семей.
  2. Образовательный уровень родителей:
мать                           отец
    1. Имеют высшее образование:          _____1__________   _______-_________
    2. Среднее специальное:                     ______2_________      ________________
    3. Среднее:                                           _______12________      15____________
    4. Неполное среднее:                           _______1________      ________________
  1. Национальный состав класса:
Национальность: чуваш                                          Количество: 15









  1. Состояние здоровья учащихся:
    1. Находятся на индивидуальном обучении (фамилии): ____________;
    2. Имеют хронические заболевания: ________________;
    3. Нарушено зрение: _______3_____________;
  2. Внешкольная деятельность учащихся:
    1. Обучаются в музыкальной школе: ________________;
    2. В спортивных секциях: ___5_____________;
    3. В театральной студии: _________________;
    4. В танцевальной студии: ________________;
    5. В художественной школе: ______________;
    6. Другие виды деятельности: _____________.

Дата заполнения:  5 сентября 2010                                    Подпись: Денисова




  Подпрограмма « Мы – здоровая нация»

Цель программы:
- формирование у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей; внедрение здоровьесберегающих технологий.

Задачи программы:

1) создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
2) увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроке и вне урока;
3) активная и широкая пропаганда и организация здорового образа жизни ;
4) предоставление информации о способах оздоровления организма;
5) воспитание негативного отношения к вредным привычкам;



Деятельность по реализации программы:

  1. проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.
  2. подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, родительских лекториев.
  3. организация экскурсий, походов, прогулок.
  4. пропаганда здорового образа жизни обучающихся.
  5. создание санитарно-гигиенических и морально-психологических условий для здоровья на уроке.                               
1)формирование правильной осанки;
2) правильное размещение учащихся при посадке учитывающее состояние здоровья, смену места;
3) физкультминутки на уроках;
4) установка на деятельность и конкретную цель;
5) деловая, деятельная атмосфера;
6) уверенность в успехе;
7) благожелательность.
      6.   организация интересного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время.
      7.   привлечение внимания родителей к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

Основные направления деятельности по программе « Мы – здоровая нация.»

    1.Учет состояния здоровья учащихся.
       Учет посещаемости уроков.

    2.Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:
        -утренняя гимнастика до уроков.
        -организация спортивных (подвижных) перемен.
        -дни здоровья.
        -физкультминутки на уроках.

    3.Туризм:
        -походы выходного дня
        -прогулки в лес
        -походы в каникулярные дни

    4.Соревнования и спортивные праздники:
        -«Веселые старты»
        -шашечный турнир среди учащихся класса
        -русские и чувашские народные игры и забавы

    5.Основные направления пропаганды здорового образа жизни:
        -тематические беседы, классные часы, познавательные игры, конкурсы рисун-
         ков, плакатов, стихотворений, различные акции.
        -совместная работа с организациями здравоохранения по профилактике токсикомании, курения и употребления алкоголя.
        -обучение обучающихся оказанию первой медицинской помощи.
        -пропаганда здорового образа жизни через различные беседы.

Темы классных часов по охране здоровья

  1. Режим дня в жизни подростка.
  2. Спорт и здоровье.
  3. Зубы и наше здоровье.
  4. Гимнастика при работе за компьютером.
  5. О профилактике гриппа, простуды и ОРВИ.
  6. Беседа с девочками о гигиене и внешнем виде.
  7. Лекарственные растения.
  8. Береги здоровье смолоду.


6. Профилактика заболеваний у учащихся:
        - беседы и лекции;
        - соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание обучающихся согласно рекомендациям.
        - обеспечение надлежащих психолого-педагогических факторов (психологический климат в классе, наличие эмоциональных разрядок, индивидуальный подход)- беседы и лекции.

7. Тематика бесед, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

         Цикл бесед « Гигиена школьника:
       - «Береги здоровье смолоду»;
       - «О пользе здоровой пищи»;
       - «Правила учи - себя береги».
       - «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях в школе»

         Цикл бесед  « Гигиена умственного труда»:
       - « Вредные привычки и здоровье человека»;
       - « Умение управлять собой».
       - «Наркотики – свобода или зависимость, полёт или падение?»;
       - « Безвредного табака не бывает»

8. Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни:
       «Безвредного табака не бывает»;
       «Здоровая семья: нравственные аспекты»;
       «Эти трудные подростки»;
       «Режим труда и учёбы».
         Турнир по волейболу между родителями и учениками

Ожидаемые конечные результаты данной программы.

  1. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  2. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  3. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  4. Рост уровня физического развития учащихся.
  5. Приобщение семей учащихся к здоровому образу жизни.
  6. Формирование личной ответственности учащихся за собственное здоровье.
  7. Снижение заболеваемости учащихся.


                                 




                 

              





















     Подпрограмма « Мы - умники»

Цель программы:

- оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи программы:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Основные направления деятельности по программе:

- изучение результативности учебной деятельности учащихся;

- сотрудничество с учителями – предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;

Виды деятельности:
Интеллектуальный марафон
Викторина « В мире животных»  
Словесный турнир « Много ли слов у тебя в запасе»  
Терпенье и труд к результату приведут (классный час)
Что такое самообразование? (классный час)
Эрудит (конкурс)
Ты и твоя профессия (классный час-практикум)
Роль самообразования в профессиональном определении школьника).

Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Повышение уровня самообразования учащихся.
Рост культуры интеллектуального развития.



.

                            







  Подпрограмма « Взаимодействие»

Цель программы:

Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;
- формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.


Виды деятельности:


- «Вместе весело шагать» (творческий час) ;
- «Как повысить культуру речи…» 
- «Я, мои одноклассники и одноклассницы» (классный час)
- « Внешность и характер» (классный час)
- « Белая ворона» (урок-тренинг)
- « Человек в конфликте» (классный час)
- « Как правильно вести себя среди людей» (классный час) № 6    2001
- « Что такое стресс?» (Диспут)
- «Правила счастливого человека» (психологический практикум)



Ожидаемые результаты:

Повышение уровня самосовершенствования.
Рост культуры поведения учащихся.






      .





                  
                






   Подпрограмма « Мы - толерантны»

Цели и задачи:

- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
- приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;



Виды деятельности по программе:

- подготовка и проведение тематических классных часов, бесед,
- проведение вечеров по нравственной теме;
- диспуты и дискуссии.


Хорошие манеры(беседа)
Все мы разные. Что такое толерантность? (классный час)
Я и мои родственники (классный час)

Ожидаемые результаты:

1. Создание системы нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя  и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.


















                                





 Подпрограмма « Моя культура»


Цели и задачи:

- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

- использование не стандандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;

- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;

- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности;

- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливымк чужим достижениям.


Виды деятельности:


Осенний праздник «Добро пожаловать, ОСЕНЬ!».
Новый год
День Святого Валентина ( праздничное представление)
Наши мальчики – самые, самые…
« А ну-ка, девочки…» ( праздничное шоу)























Подпрограмма «Моя карьера»

 Цели и задачи:

- ознакомить учащихся с требованиями, особенностями и спецификой наиболее популярных профессий; правилами выбора профессии, проинформировать о положении современного рынка труда


Деятельность по реализации подпрограммы «Моя карьера»

- беседы
- опросники
- тесы и анкетирование
- ролевые игры
- тренинги







                              



                                
























  Подпрограмма «Мы – граждане России»

Цели и задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать гуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей;
- формировать понятие о правах и обязанностях ученика, сознательное отношение к учёбе и потребности в постоянном развитии личности;
- воспитывать уважение к семье;
- воспитывать общественную активность и политическую культуру, чувство ответственности за судьбу Родины.

Виды деятельности:

Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение. (Лекция)
Урок России. (о государственной символике РФ)
Урок милосердия и доброты (беседа)
Мы - граждане России (о получении паспортов)




Ожидаемые результаты:

Понимание учащимися ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, прав и обязанностей человека в обществе и государстве.

Осознание учащимися роли образования в жизни человека, активная познавательная деятельность в процессе обучения.















Подпрограмма « Семья»

Цели и задачи:
- оказание квалифицированной педагогической помощи родителям учащихся;

- расширение сфер и форм сотрудничества с семьями, вовлечение их в совместную творческую, социально значимую деятельность;

Виды деятельности:
Проведение лекториев для родителей.
Индивидуальные беседы с родителями.
Игровые тренинги.
Диагностика.
Анкетирование

- родительские собрания:
- « Ещё раз о курении»
- « Компьютер в жизни ребёнка»  
- Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
- Поговорим о способностях.

- праздничные мероприятия:
«Дочки-матери»;


- спортивные мероприятия:

«Спортивная семья»;
Турниры по волейболу, пионерболу.


Ожидаемые результаты:

  1. Укрепление связи семьи и школы  в интересах развития ребёнка.
  2. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
  3. Обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.



Данная программа рассчитана на реализацию в течение 3х лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.








Содержательный аспект деятельности классного руководителя в 9 классе

Формирование нравственной культуры даст свои результаты, если осуществляться этот процесс будет системно и целенаправленно. В связи с этим уже в самом начале учебного года классный руководитель определил, какие общечеловеческие ценности, личностные качества он хотел бы формировать у своих учащихся и на основе этого спланировал работу с классом в этом направлении на целый учебный год.
При планировании мы помним, что для данного возраста характерно то, что дети очень уважительно относятся к таким понятиям, как дружба, верность, коллективизм, смелость, мужество, принципиальность.
Значительно меньше в этом возрасте дети обращают внимание и ценят такие качества, как чуткость, вежливость, отзывчивость, милосердие, тактичность, предупредительность.
В этом возрасте гораздо труднее понимаются детьми такие понятия, как интернационализм, сопереживание другим народам, патриотизм. Часто в этом возрасте дети жестоко высмеивают тех, кто проявляет поддержку других народов, национальностей. Это связано в первую очередь с тем, что дети слышат дома, какие установки получают.




Задачи классного руководителя:

Для этого необходимо использовать такие формы работы с классом, которые позволят увидеть индивидуальность ребенка, его отношение к нравственной проблеме, ее понимание и проекцию на себя, свои убеждения и поступки. Такими формами работы с детьми могут стать рассказы, сочинения, выставки рисунков, защита индивидуальных проектов и т.д.




При планировании внеклассной работы с учащимися учитывались следующие аспекты:

В  9 классе классный руководитель должен работать с классным коллективом учащихся над такими нравственными понятиями, как милосердие, долг, честь, солидарность, миролюбие, патриотизм, доброта
В ходе внеклассных мероприятий классный руководитель должен обратить внимание на такие негативные качества, как праздность, леность, бахвальство, трусость, малодушие, бессердечие, подлость,  равнодушие.
В конце каждой четверти классный руководитель анализирует результаты работы с классом.
На каникулах работа с учащимися не прекращается. На каникулах классный руководитель проводит следующие мероприятия:

В 9  классе  максимально привлечены к воспитательному процессу  родители учащихся. Привлечение родителей к формированию нравственных ценностей учащихся класса позволит многим из них по-иному посмотреть на воспитание собственных детей, сравнить свои методы воспитания и их плоды с теми, которые используют другие родители класса.